Пишут читатели. Третий вождь? Нет, серый кардинал.

12:52 / 11 апреля 2017
Начиная с февраля, в культурной жизни города замечено нечто интересно-невообразимое. У нас вдруг решили временно увековечить дни Г.М. Маленкова в Оренбурге в 1957 году.

Гости выставки будто попали на машине времени в тот самый пятьдесят седьмой (когда ещё не жил, но кое-что представляю). Впечатление такое, что Георгий Максимилианович только покинул наш родимый (и свой тоже) Оренбург (тогда ещё Чкалов), успев наградить область орденом Ленина. И в честь дорогого гостя целый зал Оренбургского губернаторского музея отдан под выставку «народного героя» Маленкова. А вся сказочность ситуации заключается в том, что, как и 60 лет назад на всех стендах, фотографиях, плакатах и текстах отчётливо видны только славословия – осанна и аллилуйя в честь высокого аппаратчика.

Впечатление такое, будто мы живём в Китае, но если точнее – в Северной Корее, где любая критика прошлых и нынешних властителей просто вне закона. Мы не встретим никакого упоминания о «Ленинградском деле» 1948 года, которое сфабриковано Маленковым. Тогда в Ленинграде под нож пошли лучшие представители Городского комитета партии, отстоявшие город в блокаду. Среди них были Кузнецов, Вознесенский и другие люди. Нет в экспозиции и прямого упоминания об июньском пленуме ЦК КПСС 1957г., где Маленков сотоварищи попытались свергнуть Хрущёва, да не тут-то было, оказались свергнутыми сами. На стендах можно только один раз заметить фразу «антипартийная группа», куда был причислен Маленков. Но подано всё так, что это коварный Никита так обозвал заговорщиков и поставил крест на политической карьере нашего уважаемого земляка. Его сын – Андрей Маленков выступал на открытии в том же духе. Страна, мол, сошла с правильного, то бишь маленковского пути и встала на путь гибельный хрущёвский. Наверное, поэтому мы все до сих пор ещё живы, да и страна давно не является государством-изгоем, как в дохрущёвскую эпоху.

А на том пленуме 1957 года судьба Хрущёва и всего СССР действительно повисла на волоске. Подробно об этом можно прочитать в книге Виктора Суворова «Облом». Это хороший документально-политический детектив, где мы отчётливо убеждаемся, как непросто было перехватить инициативу, сыграть на опережение и низложить заговорщиков: Молотова, Маленкова, Кагановича. А заслуга в этом – Хрущёва, Жукова, Серова (в то время – Председатель КГБ). В.Суворов настаивает на том, что Никита Сергеевич заслуживает воздвижения памятника своей персоне, так как именно он не позволил повернуть нашу историю вспять.

Представьте, на минуточку, что Хрущёв оказался вдруг свергнут, а Маленков вновь посажен на трон. И все наши руководители до сих пор ходят в полувоенных френчах, как при Сталине, и какие до сих пор носят в Северной Корее. Да и вся страна стала огромной Кореей, без мобильной связи и интернета, но непременно с ядерными ракетами. А уж про всё остальное, думаю, должно быть ясно без всяких комментариев. Вот ведь каким «злодеем» оказался Н.С.Хрущёв, заставив нас пойти по цивилизованному пути. Век теперь будем плакать по Сталину и Маленкову!

Известный политолог и советолог А. Авторханов (его уже нет в живых) назвал всё окружение Сталина (куда входил и Маленков) очень метким определением: политические евнухи. Гениально! Ни прибавить, ни отнять. Но вот на музейных стендах читаем, что Георгий Маленков добровольно вступил в Красную Армию летом 1919-го. Стоп! А вот это неправда. Молодой Маленков не вступал, а был призван в ряды красноармейцев. Это также подтверждает наш краевед и публицист Вильям Савельзон. И я приведу одно косвенное, но всё же интересное доказательство из его книги «Оренбургская история в лицах» : «На партконференции 1937 года Георгию Максимилиановичу был задан коварный вопрос:

- В Красной Армии вы с 1919 года. А что вы делали в 1918 году? Ведь тогда в Оренбурге были белые?

Маленков был вынужден подтвердить, что в том году городом владели и белые. И услышал обвинение совсем в духе того абсурдно-страшного времени:

- Значит, и вы были с белыми?

И тогда председательствовавший Хрущёв сказал: - Товарищи, я считаю, что такие вопросы могут ввести в заблуждение конференцию. На территории Оренбурга могли быть в то время белые, но товарищ Маленков не был на их стороне.»

Выручил тогда Никита Георгия. Ну а были ли у товарища Маленкова военные подвиги в Красной Армии? Естественно, нет, и быть не могло. Во 1-х: Георгий, учитывая хорошее гимназическое образование, сразу попал в политработники, а не в пехотное пушечное мясо. Во 2-х: мы знаем, что в сталинском окружении героев не было, не из той породы были эти люди. А если взять, скажем, Ворошилова, то и это герой весьма сомнительный, не выигравший в годы Гражданской войны ни одной кампании, а после, так, тем более. Но это тема отдельного разговора.

А пока вернёмся к Маленкову. Мы знаем, что вожди СССР являлись главными коммунистами страны, т.е. Генеральными секретарями партии, а Георгий Максимилианович был только премьер-министром. Так каким же образом он стал первым лицом государства? Нелишне напомнить, что после смерти И.В.Сталина должность генсека оставалась некоторое время вакантной. И некоторое время руководство страной было коллективным, а товарищ Маленков занимал должность лидера номинально и временно. Но уже с сентября 1953-го в стране появилась должность: Первый секретарь ЦК КПСС, которую занял Н.С.Хрущёв. Он и стал официально первым лицом в СССР. Однако в народе нового лидера не сразу заметили, так как телевидения практически ещё не было, а коллегиальность управления страной сохранялась, да и сам Маленков продолжал занимать пост премьера до февраля 55-го.

Отметим только тот положительный момент, что наш большой земляк смог инициировать в Политбюро идею о снижении сельхозналогов с крестьянства в 2,5 раза и списания долгов и недоимок с убыточных колхозов. Начиная с 1954-го, деревня впервые за многие годы перестала голодать и немного повысилась рождаемость. Этим и объясняется появление забытой уже поговорки: «Пришёл Маленков – поели блинков». Но повторюсь, что первым лицом страны был уже Хрущёв, просто далеко не все это сразу заметили. И в среде сельского населения преклонных лет до сих пор сохраняется уважительное отношение к Маленкову. Ну что ж, это вполне объяснимо, да и вполне заслуженно.

Но никакой «оттепелью» при Маленкове не пахло и даже не затевалось. Он был противником разоблачения культа Сталина (пусть и посмертно) и реабилитации «врагов народа». Всё это начнётся в 54-м, благодаря исключительно Н.С.Хрущёву. Нравится кому или нет, но наш знаменитый земляк не смог оставить более заметного позитивного следа в нашей истории, а на вождя Страны Советов ну никак уж не тянул. Не обладал он для этого ни харизмой, ни авторитетом, ни упорством. Помните, как в фильме Саввы Кулиша «Железный занавес» столичная интеллигенция судачит на кухнях: «Ох, не нравится нам этот толстый тюфяк Маленков». Скорее всего, Георгия Максимилиановича можно считать просто серым кардиналом. Он мог быть всегда вторым, но не годился на первые роли. Так что, громкий слоган прошедшей выставки «… - третий вождь СССР», увы, не состоятелен. И я вот прикидываю: интересно, а почему же, в таком случае, никак у нас не отметили 115 лет со дня рождения Маленкова (ещё в минувшем году)? Причём даже коммунисты. А это наводит на некоторые размышления, что никому это, в принципе, не интересно и не нужно.

И местные коммунисты, не так давно бросавшие клич на сборы средств для бронзового памятника Сталину (правда, собрали только на бюст из бетона), никак не пытаются увековечить своего именитого земляка и однопартийца. Ни бюстом (хотя бы из гипса), ни мемориальной доской, ни как-то иначе. А ведь Георгий Максимилианович в годы войны был одним из пяти членов Государственного комитета обороны, имел даже звание генерал-лейтенанта. Казалось бы, сам Бог велел нашим зюгановцам хорошенько почтить личность Г.М.Маленкова. Однако они все упёрлись: имя Победы – Сталин, а все остальные – в тень, и не мешать! Как видим, историческая объективность и в этом случае не срабатывает в отношении Маленкова. Правда, на деле сама объективность такова, что о «мудром» руководстве войной, будь это Верховный главнокомандующий или члены ГКО (между прочим, среди них был и лучший друг Маленкова – Л.П.Берия), лучше уж вообще молчать.

А если рассматривать многие знаменитые персоны Оренбурга ХХ века, то здесь обнаружим много несправедливостей. Мы непростительно мало знаем о таких людях, как адмирал А.Берг, писатель В.Серж, маршал С.Тимошенко. Эти люди должны быть вполне справедливо увековечены в книгах, музеях, изваяниях, а если ещё не являются почётными гражданами нашего города, то хоть задним числом, но их необходимо включить. Но Маленкову, думаю, и здесь не повезёт. История его сдвинет на обочину аллеи славы. Он навсегда останется вечно второстепенным, как и подобает серому кардиналу. 

Читайте также: