С чего начинается театр?

14:37 / 10 января 2017

Отвечая на этот вопрос, кто-то вспомнит классика и скажет: с гардероба. И будет прав, но мне кажется, что все начинается с афиши, по которой мы для себя определяем: идти на представление или нет. Редакции ProOren представился случай познакомиться с дизайнером Оренбургского театра драмы им. М. Горького Анастасией Некеровой и из первых уст узнать, как создается интригующий плакат или театральная программка.

Рассказчица Анастасия просто необыкновенная, она практически не нуждалась в журналистских вопросах, все рассказала сама. А поведала она много чего интересного.

Господин Случай, или Как все было

Будучи студенткой кафедры графического дизайна архитектурно-строительного факультета оренбургского вуза, узнала, что моя приятельница, в то время работавшая в Оренбургском театре драмы, ищет себе замену. Ее предложение, которое она разместила в соцсетях, показалось мне интересным. Пришла на собеседование, и вот уже четыре года здесь работаю.

Первым проектом стала знаменитая постановка худрука Рифката Исрафилова «Милые люди» по мотивам произведений Василия Шукшина. Конечно же, это была очень серьезная работа, такая глубокая тема. Поначалу даже растерялась. Но художественный руководитель и главный художник театра объясняли концепцию спектакля, расспрашивали об учебе, новых тенденциях в оформительском деле, интересовались моим мнением... Так и влилась в дружную театральную семью.

Как рождается афиша

Понятно, что она должна быть яркой, привлекательной, читабельной. Но самое главное - это отыскать такой элемент, который точно передает идею постановки.

Для этого тщательно и кропотливо изучается художественный образ спектакля. Например, когда работала над афишей к спектаклю «Свадьба Кречинского», то понимала, что, несмотря на то, что автор назвал эту пьесу комедией, здесь неуместны комичные элементы, поскольку пьеса очень глубокая. Поэтому на афише круговерть, черная дыра, в которую засасывает все: карты, деньги, доброе имя, жизнь.

Совершенно другая по содержанию и звучания комедия «Любовь и голуби». Рифкат Вакилович в каждом спектакле пытается заглянуть в душу человека. Во время подготовки к этому спектаклю мы искали образы, которые бы передали свет, чистоту, романтику, любовь. В постановке «Любовь и голуби» перед нами стояла задача показать через осязаемые формы духовную составляющую деревни. На наш взгляд, деревенские музыканты, часовня и голубятня как раз раскрывают эту тему. 

Недавно приступили к работе над спектаклем «Боинг-Боинг». Сейчас находимся в поиске. Мы углубляемся в мельчайшие подробности, ищем атрибуты, через которые наиболее ярко проявились бы психологические образы персонажей - Бернара, Робера, прекрасных стюардесс.  

О недавней премьере «Свадьба Кречинского»

В спектакле «Свадьба Кречинского» действие разворачивается во второй половине XVIII века, мы пытались передать обстановку той эпохи с максимальной точностью. И это не только костюмы, интерьеры, экстерьеры, бутафория… С заведующей реквизиторским цехом Галиной Хаустовой много внимания уделяли таким мелочам, как письма, векселя, визитные карточки, приглашения на балы. Пришлось даже обратиться к документальным материалам, чтобы выяснить, какого формата были денежные купюры в ту эпоху. Оказалось, что деньги были довольно крупными, по 16 см.

В этом спектакле созданы грандиозные декорации. Порой, усовершенствуем уже имеющиеся материалы, но в этот раз все было создано с нуля. Для этого пришлось разработать несколько вариантов воплощения идеи роскоши и богатства. Впоследствии пришли к выводу, что нашу задумку лучше всего передает цвет золота.

Еще один атрибут спектакля – игральные карты, возвышающиеся над театральными подмостками. Обратили на них внимание? По эскизам художника бутафорам предстояло изготовить их требуемого размера. Карты были непростыми, коллекционными, серии «Голд». Сначала мы в графических программах обрабатывали изображение, увеличивая их до полутора метров, потом распечатывали каждую деталь по отдельности и путем коллажа наклеивали на золотой оракал (самоклеющаяся пленка – прим. ProOren).

Спектакль для всех цехов вышел трудоемким. Но все получилось так, как требовали от нас режиссер-постановщик Сергей Яшин и художник-постановщик  Елена Качелаева, высоко оценившие работу театральных художников и мастеров.

Театр – дело коллективное

Все в театре делается сообща. Здесь нужно научиться понимать друг друга с полуслова. Театр - это большая и дружная семья.

Главный художник театра Тан Еникеев с огромным опытом работы в театре. Он почти полвека работает в театре. Спектакль «Боинг-Боинг» станет 49-ой его постановкой.  Тан Гумерович очень интересно работает, он уезжает за вдохновением в Уфу, а когда возвращается, то просто фонтанирует идеями.

Каждый спектакль сопряжен с экспериментами, изобретательством, поиском материалов и приемов. Иногда представляешь одно, но при распечатке выходит нечто иное: не настолько захватывающе, привлекательно, как нам хотелось, тогда мы ищем другие варианты. К каждой постановке подходим кропотливо: ищем аналоги, которые воссоздаем с предельной точностью. Зачем? Ради зрителя, чтобы человек поверил в происходящее на сцене.

Все идеи рождаются в процессе общения и обязательно совместным трудом. Каждый из нас здесь по-своему творец. Художник предлагает некую концепцию, а художники-оформители привносят что-то свое, когда приступают к ее реализации. А какие у нас талантливые художники-декораторы, модельеры, швеи! Они в пошивочном цехе создают такие костюмы, что иной раз мне не верится, что это рукотворная работа.

Рецепт счастья

Это мое первое и любимое место работы.

У дизайнера в рекламном бизнесе очень много рутинной работы, а здесь этого нет. Здесь с каждым спектаклем что-то новое открывается для меня. Постоянно духовный мир обогащается, самообразование не прекращается. За четыре года я столько нового для себя узнала, столько драматургических произведений прочла. Подпитывает также общение с интересными и талантливыми людьми.

Как-то ехала на работу и услышала по радио такую фразу, что счастливый человек - тот, кто с удовольствием идет на работу, а потом с хорошим настроением возвращается домой. Услышав эти слова, поняла, что это они про меня говорят. Я - счастливый человек. Здесь мы живем одним общим делом.

О чем мечтают дизайнеры

У театра есть мечта: хотим создать музей. У нас так много интересных и уникальных вещей, которые хотелось бы показать оренбуржцам. Например, бережно храним макеты со спектаклей сорокалетней давности. Много сохранилось программок, афиш, фотографий, эскизов художников... Для работников театра это уже стало идеей-фикс.

Директор театра Павел Церемпилов нас поддерживает. Очень надеемся, что в 2017 году приступим к ее реализации. Но к воплощению этой идеи нужно подойти вдумчиво. Для этого требуется определенное выставочное оборудование, освещение.

Уже представляю, как будет здорово, когда зритель сможет не только побывать на представлении, но и познакомиться с историей, прикоснуться к далекому театральному прошлому. 

Читайте также: